Каменец-Подольский котел, или как Красная армия чуть не разгромила немецкую 1-ю танковую армию

© newsrk.ru Новости, Федор Кислов Наступил март 1944 года, и Адольф Гитлер в своей ставке вздохнул свободно, решив, что теперь-то, когда началась знаменитая «русская распутица», Сталину на Украине с её вязкими чернозёмами будет не до наступлений. Не тут-то было.В первых числах марта три украинских фронта нанесли свои мощнейшие удары, которые позволили за полтора месяца вышвырнуть фашистов с территорий, на захват которых они потратили те же полтора месяца, но только летом 1941 года. Самый же мощный удар нанёс 1-й Украинский фронт маршала Георгия Жукова. Благодаря ему Красная армия уничтожила основные бронетанковые силы вермахта и окончательно захватила инициативу на восточном фронте.
Уже к 24 марта был окружен основной ударный «кулак» противника — 1-я танковая армия. Однако просчёт маршала Георгия Жукова позволил немцам, хоть и потеряв практически всю бронетехнику, 7 апреля вывести из котла значительную часть личного состава армии, добавив ложку дёгтя в бочку мёда советских военных успехов весны 1944 года.
Еще в феврале войска 1-го Украинского фронта освободили Ровно и Луцк и нависли над растянутым северным флангом группы «Юг». К началу марта здесь было сосредоточено около 800 000 человек, 11 900 орудий и миномётов, 1400 танков и самоходных орудий, 480 самолётов. Вермахт мог противопоставить им только 500 000 человек, 5530 орудий и миномётов, 1100 танков, 480 самолётов. Сплошной полосы фронта немцам за короткий период создать не удалось, поэтому оборона представляла собой скорее две линии опорных пунктов.
Как ни убеждали Гитлера Манштейн и другие представители немецкого генералитета, что фронт нужно выпрямлять, чтобы уплотнить обороняющиеся, он не хотел их слушать. В результате за неуступчивость диктатора пришлось платить немецким солдатам.
4 марта, в первый день наступления, ударная группировка 1-го Украинского фронта (1-я гвардейская и 60-я общевойсковая армии, 3-я гвардейская танковая и 4-я танковая армии) смогла прорваться на стыке 1-й и 4-й танковых армий противника на несколько десятков километров. Вскоре она вышла на рубеж между Проскуровым и Тернополем и в районе Волочиска оседлала железную дорогу Львов — Одесса — основную транспортную артерию всей южной немецкой группировки.
Командование вермахта мириться с этим не могло, и немецкие 1-я и 4-я танковые армии нанесли из района Проскурова и Тернополя встречные танковые удары. Немцы в своих наступлениях делали упор на «тигры» и «пантеры», которые по своим техническим характеристикам превосходили Т-34-76, которыми в основном комплектовались советские танковые части. Во многом ситуацию спасли новейшие тяжелые танки ИС-85 и ИС-122 (ИС-2), а также самоходные установки ИСУ-152, пять полков которых 1-я гвардейская армия генерал-полковника Андрея Гречко получила перед наступлением. Их орудия легко пробивали броню тяжелых немецких танков.
Маршал Жуков посчитал рациональным перейти к обороне. С 12 марта наступление было приостановлено, и девять дней в районе Волочиска кипели ожесточенные оборонительные бои. К 20 марта немецкие контрудары выдохлись: в 1-й танковой армии вермахта оставалось всего 105 боеготовых танков и самоходок, в 4-й — 40. Масса немецкой техники требовала ремонта, но не было запчастей.

© coollib.comВ штабе 1-го УФ. Командующий фронтом Н.Ф. Ватутин, представитель Ставки Г. К. Жуков и начальник штаба фронта А.Н. Боголюбов работают над планом новой операцииК этому времени 1-му Украинскому фронту удалось сосредоточить на главном участке фронта еще одну, уже третью, танковую армию — в дополнение к 4-й и 3-й гвардейской была переброшена свежая 1-я генерал-лейтенанта Михаила Катукова, имевшая на вооружении 246 «тридцатьчетверок».
В 7:20 утра 21 марта после 45-минутной артиллерийской подготовки она прорвала немецкую оборону. Во время боев подвиг Александра Матросова повторил Герой Советского Союза гвардии рядовой Николай Пигарев. Генерал Катуков вспоминал:
«…На окраине села Романовка переправившимся подразделениям 20-й гвардейской механизированной бригады дорогу преградил интенсивный огонь вражеского пулемета. Уничтожить дзот вызвался автоматчик 3-й отдельной разведывательной роты гвардии рядовой Н.Г. Пигарев. Он благополучно подполз почти вплотную к огневой точке противника, но в последнюю минуту был ранен. И все же Пигареву удалось швырнуть в амбразуру несколько гранат. Пулемет умолк, но тут же заработал снова. Тогда боец бросился вперед и закрыл амбразуру своим телом. Залегшие было разведчики и мотострелки снова поднялись в атаку и выбили гитлеровцев из Романовки. Хотя жертвенность была на войне не редким явлением, но, помню, подвиг… нас всех взволновал».
Уже 24 марта передовые подразделения советской 1-й танковой армии форсировали Днестр и на его правом берегу встретились с продвигавшимися к ним навстречу частями 40-й армии 2-го Украинского фронта. Немецкая 1-я танковая армия генерал-полковника Ганса-Валентина Хубе, сражавшаяся в районе Проскурова и Каменец-Подольского, оказалась в котле.
Тем временем продолжали наступать и две другие советские танковые армии. 25 марта был освобожден Проскуров, улицы которого были забиты брошенной неисправной немецкой техникой. 4-я танковая армия генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко ворвалась в Каменец-Подольский и к 9:00 26 марта очистила его от противника.
Манштейн просил у Гитлера подкреплений, чтобы парировать удар советских танковых армий. В ответ фюрер приказал 1-й танковой армии сражаться на удерживаемом рубеже и справиться с прорвавшимися к ней в тыл «русскими» самостоятельно.
Однако после провальных зимних приказов Гитлера очередную его самоубийственную директиву никто исполнять не собирался. К полудню 24 марта, когда окружение 1-й танковой армии генерала Хубе стало свершившимся фактом, командование группы армий «Юг» информировало ставку, что, если до 15:00 приказа на отступление армии не будет, оно отдаст его самостоятельно.

© coollib.comБрошенные в Проскурове танки Пантера. Танков этого типа в городе было много, только в первых числах марта в ремонте в Проскурове находилось 52 ПантерыМанштейн вспоминал: «В 16 часов прибыло решение о том, что фюрер в общем плане согласен, чтобы 1-я танковая армия пробивалась на запад для установления связи с остальными войсками. Однако он продолжал требовать, чтобы она удерживала в основном тот же участок фронта между Днепром и Тернополем. Непонятно было, откуда же в этом случае армии взять силы для нанесения удара на запад с целью отбить у противник ...
← Предыдущая новостьСледующая новость →

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||